Бортжурнал A.D.

28 мая 2002 года (вторник)

 
 alt


10:24:34 28 мая 2002

     ТЯМБАРА в Москве

      У него нет имени. У него нет клана. У него нет хозяина. Все, что у него есть - это рваное кимоно и меч. Остроотточеннный меч, которому не сидится в ножнах. И еще голова. Пока еще есть...

      Ронин далек от придворной куртуазности, манеры его ужасны, а жизнь противника не стоит и плевка. Но он вовсе не маньяк-убийца, шинкующий всех встречных-поперечных. Нет. Он лентяй. Лентяй и пьяница. А еще хитрец и обманщик. Полное собрание человеческих пороков, настоящее отребье, немытые отбросы человеческого общества. Почти.

      "Цубаки Сандзюро" вовсе не относится к жанру noir. Главный положительный герой здесь - именно положителен. Он выпавший из гнезда птенец. Судьба выбросила его за очерченные кодексом бусидо рамки существования, в окружающей его действительности нет привычной системы координат. Есть только он сам. Хорошо то, что он считает хорошим, правильно то, что ему кажется правильным. Но "Сандзюро" - не негодяй, поэтому выбор его как правило соответствует основным общепринятым представлениям о том, что "такое хорошо и что такое плохо" - разумеется, с поправкой на его самурайское прошлое. Казнокрадство - плохо. Верность служивых господину - хорошо. Зарубить десяток человек - плохо, но переживаемо. Обмануть противника - хорошо. И такое подтверждение нравственных координат зрителей со стороны независимой от условностей общества сильной личности привносит в фильм могучий положительный заряд. "Тридцатилетний Камелий" хороший парень, поэтому зритель легко прощает ему горы трупов и реки крови. Не просто так ведь рубит, а за дело ^__^

      Собственно, других героев в фильме и нет. Злодеи достаточно схематичны, даже явно запланированный в качестве антогониста злодей Кикуэ. Хотя зарубил его Сандзюро красиво, в истинно самурайском духе. Никаких джедайских мельниц и подсококов - одно неуловимое движение, и из злодея вылетают, пузырясь, все двадцать пять литров злодейской крови. Да, официально "Цубаки Сандзюро" относится к фильмам жанра "Тямбара", то есть "самурайско-фехтовальных", и герой Тосиро Мифунэ изрядно машет катаной по ходу действия, но все равно очень-очень редко клинок его со звоном скрещается с враждебной сталью. Нет, искусство фехтования здесь заключается не в красоте поединка, а в его быстроте и эффективности. Мифуне не дерется с врагами - он обтекает их, подобно стремительному горному ручью, меч его сверкает, но не звенит - слышен лишь свист клинка, звук рассекаемой плоти и предсмертные вскрики жертв. Но финальная схватка, последняя дуэль, поединок между презревшим совесть скурвимшимся самураем и героем "в поисках предназначения" - лишена и этой театральности. Два самурая стоят напротив друг друга. Короткий, но неторопливый разговор, внимательный взгляд, последний вдох, концентрация внутренней энергии - и молниеносная взрывная вспышка одного-единственного удара! И снова два самурая стоят друг напротив друга, но уже с выхваченными мечами... Хотя стоит только один, а напротив - медленно заваливающееся наземь мертвое тело, из которого хлещет кровь. Класическая сцена, цитируемая потом во множестве фильмов. Пожалуй, вообще один из самых цитируемых поединков в мировом кинематографе, наряду с дуэлью в "High noon" Фреда Циннеманна и взаимонаправленными пистолетами Джона Ву.

      Фильм снят в 1962 году, черно-белый, звук ужасен, единственный "спецэффект" - пресловутая река крови. Но это настоящее кино. Режиссер, актеры, оператор - все сработали на пятерку. "Мастерство не пропьешь" - именно эти ребята (Акира Куросава, Хидео Огуни, Рюдзо Кикусима, Масару Сато, Тосиро Мифунэ, Такаси Симура и т. д.) за четыре года до "Цубаки Сандзюро" сняли "Трех негодяев в скрытой крепости", фильм, подвигнувший молодого Джорджа Лукаса на создание легендарных "Звездных войн".

      А вот что говорит о фильме сам Куросава: "В основе сценария роман Сюгоро Ямамото. Я кое-что изменил в нем и закончил сценарий еще до того, как приступил к "Телохранителю". В оригинале герой не очень хорошо владеет мечом, но он не глуп и дерется с умом. Однако после успеха, выпавшего на долю "Телохранителя", наша кинокомпания решила сделать что-либо аналогичное, и вот этот не слишком воинственный самурай превратился у нас в героя по имени Сандзюро... Я сделал Сандзюро более мужественным, лучше владеющим мечом... Мне кажется, что этот фильм сильно отличается от "Телохранителя", хотя японский зритель думает, что это то же самое. "Телохранитель" понравился молодежи, а "Сандзюро" - взрослым. Я думаю, объясняется это тем, что последний был веселее и лучше смотрелся."
     Те, кто не попал на фестивальный просмотр, могут посмотреть "Цубаки Сандзюро" на видео. Особо отдельные граждане - даже взять кассетку у меня ^_^

     NP: Queen - Invisible man



 

<< Май 2002 >>

ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Леечка ^^
Предыдущий день  Следующий день

Porco Rosso on-line Аниме и фантастика в моделях Все о Макросс и РОБОТЕК! 801TTS:Airbats - Дневные ведьмы История одного безумия :) Подлинная история развития Био-Механических Агрегатов в СССР БАНЗАЙ - анимешная рубрика в СТРАНЕ ИГР

Мой e-mail